Световой и цветовой дизайн современных потолков из гипсокартона.

Официальный сайт Dipline.

Цвет и свет в природе.

Свет — это видимое излучение, т.е. электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом. Цвет — одно из свойств материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается человеческим глазом (видимый диапазон длин волн от 380 до 760 нм).

Видимый человеческим глазом диапазон, как известно, делится на спектр, состоящий из 7 цветов — от фиолетового с длиной волны >380 нм до красного <760 нм. Невидимая часть спектра — это химически активные ультрафиолетовые лучи с длиной волны менее 380 нм и тепловые — инфракрасные с длиной волны более 780 нм. Наличием невидимых лучей в солнечном свете объясняется отчасти разрушительное влияние света на пименты (материалы, обеспечивающие цвет красок) и лакокрасочные покрытия в целом. Некоторые искусственные источники света (например, ртутная лампа, богатая ультрафиолетовыми лучами) применяют для испытания пигментов на светостойкость.

Мы не будем вдаваться в физическую природу данных процессов, но вкратце можно сказать, что она объясняет ниже перечисленные свойства восприятия цвета при разном освещении, а также гармонии между разными цветами. Наиболее правильное восприятие цвета возникает при солнечном свете в полдень, когда солнечный свет содержит видимые волны всех длин, распределенные равномерно. Во всех других случаях, будь то естественное или искусственное освещение, одни цвета в спектре преобладают над другими, вследствие чего происходит искажение восприятия цвета. Это очень важно знать малярам-отделочникам, а также дизайнерам.

В малярных работах большое значение имеют, кроме того, такие свойства цветов, как плотность, легкость, способность создавать видимость удаления или приближения. Темные цвета, обладая большей плотностью, ощущаются тяжелее, чем светлые. Определить глазом это можно, если нарисовать два прямоугольника, один закрасить черным цветом сверху, а низ оставить светлым, а второй наоборот верх светлый, а нижнюю половину сделать темной. Первый прямоугольник с темным верхом покажется неустойчивым, так как его нижняя часть кажется слишком легкой. Это свойство цвета необходимо учитывать при отделке помещений.

Отдельные цветовые тона создают впечатление удаления или приближения поверхностей. Если небольшие красные и серые кружки расположить на черном фоне так, чтобы они чередовались между собой, и посмотреть на них с расстояния 80-100 см, то будет казаться, что кружки лежат в двух разных плоскостях — красные ближе, а серые дальше. Теплые тона кажутся более близкими, а холодные более удаленными. Среди всех цветов наиболее сильную способность приближать поверхность имеют оранжевый и желтый цвета, а удалять ее — синий и бирюзовый. При отделке помещений подбором цвета окраски можно достичь уменьшения или увеличения объема.

При относительно небольшой высоте помещений большое значение приобретает членение стен по высоте. В таких случаях следует окрашивать стены или оклеивать их обоями, максимально приближаясь к потолку, чтобы не потерять зрительно часть высоты и без того низкого помещения.

Оптического изменения высоты можно также добиваться вертикальным или горизонтальным направлением рисунка. Если в отделке помещения, будь то обои или окраска, присутствуют вертикальные полосы, то оно будет всегда восприниматься выше, чем помещение, отделанное горизонтальным рисунком. Матовые фактуры также придают больший объем помещению, чем глянцевые, это происходит потому, что матовая поверхность рассеивает падающий на нее свет.

Следует учитывать, что цвет оказывает сильное психологическое влияние на человека. Для каждого помещения, будь то квартира или офис, цветовое решение может быть различным, но необходимо помнить, что цвет должен служить средством единства и гармоничности внутреннего пространства квартиры.

Это обычно достигается единым цветом пола во всей квартире и определенным сочетанием цвета стен и потолка.

Световое оформление потолков, а также проектирование освещения помещения, предполагает устройство как естественного, так и искусственного освещения. Правильно распределенные лучи естественного света значительно улучшат цветовую гамму интерьера. Но поскольку есть время суток — ночь, то одним естественным освещением обойтись нельзя, поэтому мы рассмотрим возможность формирования необходимого восприятия интерьера помещения, освещенного искусственными источниками света. Речь пойдет о декоративном освещении, обеспечивающем высокие эстетические требования заказчика.

Проблема такого художественного и комфортного освещения распадается на две основные части: первая — это распределение яркости (а иногда и цветности) по поверхностям помещения. Вторая — внешний вид осветительных устройств как элемента оформления интерьера, не разрушающего целостность его восприятия.

Первая задача решается в основном дизайнером. Средствами светотехники можно создать эффект приближения или удаления поверхностей, изменения их размеров, увеличения или уменьшения кривизны свода, «отрыва» одной поверхности от другой, создать впечатление торжественности или праздничности.

Вторая задача решается дизайнером и светотехником совместно, путем использования следующих трех принципов:

  • осветительные приборы выполняются как органичная часть остального оформления интерьера;
  • осветительные приборы должны иметь подчеркнуто утилитарный характер;
  • осветительные устройства по возможности не должны быть видны вообще.

Из большого разнообразия технических возможностей устройства архитектурно-художественного освещения здесь будут рассмотрены лишь некоторые, наиболее распространенные.

Значительная группа оригинальных решений относится к области отраженного освещения. Основным недостатком последнего является повышенный расход энергии. Кроме того, оно отличается некоторой монотонностью, для устранения которой нередко дополняется небольшим числом открыто установленных светильников. Это, сильно смягчая собственные тени, немного скрадывает рельеф архитектурных деталей. Однако отраженное освещение не стоит применять в помещениях небольшой высоты, когда высокая яркость светильников создает давящее впечатление. Важной предпосылкой для устройства отраженного освещения являются высокие коэффициенты отражения поверхностей верхней части помещения, особенно потолков.

К сожалению, довольно редко для получения отраженного света используются напольные светильники. Часто обстоятельства заставляют искать такие способы освещения интерьера, чтобы в него вообще не вносилось видимых инородных предметов в виде источников света. В этих случаях светильники или зеркальные лампы могут быть замаскированы путем их установки на шкафах, старинных каминах и т. п.

Известно, что поверхности голубых тонов, а также очень темные поверхности воспринимаются как «отступающие», т.е. представляются расположенными дальше, чем в действительности (что иногда ведет к кажущемуся увеличению размеров помещения), красные же тона представляются «выступающими». Некоторые тона, как, например, сине-фиолетовые, производят раздражающее впечатление и способствуют утомлению человека, другие, в частности зеленые, дают противоположный результат.

От источников света чаще всего требуется, чтобы цвета освещаемых ими поверхностей выглядели правильно, т.е. так же, как при дневном освещении.

Качество освещения

Под качеством осветительной установки понимается совокупность всех ее признаков, главным из которых является уровень освещенности ею поверхности.

Ниже приводится перечень качественных характеристик освещения и формулируются способы улучшения этих признаков.

Прямая блескость

Находящиеся в поле зрения человека поверхности высокой яркости, в частности источники света и осветительные приборы, могут производить неприятное, дискомфортное ощущение или даже вызывать состояние ослепленности, характеризуемое уменьшением работоспособности. Свойство больших яркостей производить слепящее действие называется блескостью.

Уменьшение слепящего действия может быть достигнуто:

  • увеличением высоты установки светильников;
  • уменьшением яркости светильников путем закрытия источников света светорассеивающими стеклами;
  • ограничением силы света в направлениях, образующих значительные углы с вертикалью, путем применения светильников с достаточным защитным углом;
  • уменьшением мощности каждого отдельного светильника за счет соответствующего увеличения их числа, что, однако, связано с удорожанием установки и усложнением ее обслуживания;
  • увеличением коэффициентов отражения всех поверхностей, находящихся в поле зрения.

Отраженная блескость

Отраженная блескость является существенным недостатком многих осветительных установок, и принятие мер для ее устранения должно рассматриваться как одна из первостепенных задач.

Задача устранения отраженной блескости относительно легко решается при сочетании общего и локализованного освещения. В большинстве случаев для этого достаточно выбрать такое расположение светильников, чтобы зеркально отраженные поверхностью лучи не попадали в глаза человека, т.е. чаще всего осуществлять боковое или заднебоковое направление света.

При общем освещении отраженная блескость снижается, если стены и потолки имеют достаточную яркость, и сильно уменьшается при отраженном освещении или при освещении светящимися потолками.

Тени

В технике освещения различают собственные тени, образованные рельефом поверхности, и тени, падающие от предметов, находящихся вне поверхности: конструкции оборудования, корпус и руки человека и т.д.

Собственно тени, как уже отмечалось, могут быть во многих случаях полезны. Падающие тени вредны почти всегда, за исключением редких случаев, когда необходимо специально притемнить ту или иную поверхность, например, для обнаружения слабых свечений.

Устранение или ограничение вредных теней в основном осуществляется правильным выбором направления света. Тени размываются при увеличении размеров осветительных приборов, смягчаются при обеспечении достаточно высокой яркости стен и потолков и почти исчезают при отраженном освещении, когда, однако, ухудшается различимость рельефных объектов.

Равномерность освещения

Резкое различие яркостей, одновременно находящихся в поле зрения, вызывает неустойчивое состояние адаптационного аппарата; если поверхности различной яркости попадают в поле зрения последовательно, то происходит переадаптация, связанная с временным понижением работоспособности.

Из всего сказанного ясно, что вопросы качества освещения сложны и многообразны. В полной мере учесть их при проектировании устройства освещения для конкретного объекта не всегда удается, поэтому следует шире использовать апробированные практикой типовые решения.

Источники света и типы светильников

Электрические источники света по способу генерирования ими оптического излучения делятся на температурные и люминесцентные. Первую группу составляют лампы накаливания, вторую — газоразрядные лампы.

Лампы накаливания

Основная серия, т.е. лампы общего назначения, выпускаются в диапазоне мощности 15-1500 Вт на напряжения 127 и 220 В. В маркировке ламп буква В обозначает вакуумные лампы, Г — газонаполненные лампы, К — лампы с криптоновым наполнением, Б — биспиральные лампы. Лампы мощностью до 150 Вт могут изготовляться в матированных, молочных опаловых колбах. Лампы до 200 Вт имеют резьбовой цоколь Е-27; лампы 500 Вт и более — цоколь Е-40. Лампы 300 Вт могут иметь любой из перечисленных выше цоколей.

К основной серии примыкают зеркальные лампы-светильники, имеющие концентрированное, глубокое или широкое светораспределение. Широко распространены лампы на напряжение 12 В мощностью 50 Вт, в том числе лампы-светильники с диффузным или зеркальным покрытием на колбе. Конструкция этих ламп обеспечивает большой защитный угол, что повышает качество освещения.

Световая отдача ламп основной серии лежит в пределах 7-19 лм/Вт, повышается с ростом их единичной мощности и снижается с уменьшением номинального напряжения.

Расчетный срок службы ламп 1000 ч.

По цветности излучения лампы значительно желтее естественного дневного света, что не обеспечивает правильной цветопередачи. Простота схемы включения делает лампы накаливание наиболее надежными и широко распространенными источниками света. Лампы практически невосприимчивы к изменениям условий внешней среды, включая температуру, но очень чувствительны к отклонениям подводимого напряжения. Отклонения напряжения от номинального всего на 1 % вызывают изменения светового потока на ?3,7%, мощности на ?1,5%, световой отдачи на ?2,2%, срока службы на ?14%.

Разновидностью обычных ламп накаливания являются кварцевые галогенные лампы, происходящий галоидный цикл в которых обеспечит возврат на нить накала испарившегося с нее вольфрама. В осветительных установках в основном используются трубчатые лампы типа КГ. Лампы имеют форму трубки из кварцевого стекла с цоколями или вводными проводниками по концам. В последнее время в продаже появились в большом ассортименте маленькие по мощности галогенные лампы. Мощность их составляет 50-200 Вт, и выпускаются они на напряжение 220 и 12 В. Причем лампы на напряжение 12 В значительно надежнее, потому что они подключаются через понижающие трансформаторы.

Свет ламп КГ значительно белее, чем свет обычных ламп накаливания, и в отношении цветопередачи они признаются пригодными даже для освещения экспонатов в музеях.

Люминесцентные лампы

Трубчатые люминесцентные лампы низкого давления, получившие широчайшее применение в осветительных установках, резко отличаются от ламп накаливания по всем своим характеристикам.

Световая отдача ламп достигает 75 лм/Вт. Она различна для ламп разной мощности. Срок службы распространенных типов ламп — 10 000 ч, но к концу этого срока световой поток снижается до 60% начального, что учитывается повышенным значением коэффициента запаса.

Лампы выпускаются белого света (ЛБ), холодно-белого света (ЛХЕ), дневного света (ЛД), дневного света улучшенной цветопередачи (ЛДП), тепло-белого света (ЛТБ). Цветные лампы производятся для рекламы и иллюминации.

Широко используемые типы ламп предназначены для работы при температуре окружающего воздуха 15-25°С. При повышении или понижении температуры световая отдача ламп снижается, а при температурах ниже 10°С лампы не загораются. Для зажигания и горения ламп последовательно с ними включают пускорегулирующие устройства.

Отклонения напряжения влияют на работу люминесцентных ламп меньше, чем на работу ламп накаливания, но при напряжении, меньшем номинального, лампы не загораются. Работа ламп создает, хотя и незначительные, радиопомехи, распространяемые как по эфиру, так и по сети. Для их снижения в конструкцию стартера входит конденсатор, являющийся в большинстве случаев достаточной мерой защиты.

Сортамент люминесцентных ламп включает прямые лампы мощностью 6, 8, 15, 20, 30, 40, 65, 80 и 150 Вт, а также U-образные лампы 8-80 Вт и кольцевые лампы 20-40 Вт. Для общего освещения гражданских зданий широко применяются лампы мощностью 40 Вт.

Внедрение люминесцентных ламп происходило в нашей стране с известной осторожностью и обосновывалось проведением серьезных гигиенических исследований. Такой подход можно объяснить тем обстоятельством, что в обществе упорно циркулировали слухи о вреде люминесцентного освещения для здоровья человека. К настоящему времени эти слухи полностью опровергнуты и научно доказана не только безвредность, но и полезность люминесцентного освещения.

Для художественного освещения помещения и придания ему неповторимого дизайна могут быть использованы светящиеся шнуры и оптико-волоконные световоды (см. гл. 3), выпускаемые как с боковым, так и с торцевым свечением. При помощи световодов можно выполнить такие неповторимые элементы дизайна потолка, как «звездное небо», подсветку бассейнов, фонтанов и т.п.

Оптико-волоконный кабель выпускается диаметром от 0,5 до 1,6 см и представляет собой жгут из разного количества нитей диаметром 0,75 мм. Количество нитей может достигать 126 шт. Источниками света для таких кабелей являются лампы накаливания мощностью от 50 до 150 Вт и напряжением 220 В.

Переходя непосредственно к выбору источников света, необходимо отметить, что в ряде случаев имеют место обстоятельства, которые обусловливают отказ от того или иного источника либо, напротив, обязательность его использования. В случае необходимости питать лампы напряжением 12-36 В следует обязательно применять лампы накаливания либо галогенные лампы.

Все люминесцентные лампы дают существенно лучшую цветопередачу, чем лампы накаливания. В свою очередь люминесцентные лампы могут быть проранжированы в порядке ухудшения свойств их цветопередачи следующим образом: ЛЕ-ЛДЦ-4-ЛХБ-ЛБ-ЛД.

назад