Окраска потолков.

Официальный сайт Dipline.

ОКРАСКА ПОТОЛКОВ

Нормативные требования к высококачественной окраске таковы: «Окрашенные поверхности после высыхания должны быть однотипными, без полос, пятен, подтеков, брызг, истирания (омеловывания). Не допускаются просвечивания нижележащих слоев краски, отслоения, неровности, морщины, видимые крупинки краски, сгустки пленки, следы кисти, валика и тампона. Местные исправления, выделяющиеся на общем фоне (кроме простой окраски), не должны быть заметны на расстоянии 3 метров от поверхности» (СНиП 3.04.01-87).

Последнее положение очень ценно для строителей, ведь некоторые клиенты требуют от них такого же качества покраски стен и потолка квартиры, как у автомобиля, буквально под лупой изучая их работу. А дефекты, оказывается, надо искать с расстояния трех метров, и если их не видно — претензии заказчика не обоснованы.

Далее тот же СНиП гласит: «В местах сопряжения поверхностей, окрашенных в различные цвета, искривления линий не должны превышать для простой окраски 5 мм, для улучшенной — 2 мм, высококачественной — 1 мм».

Определившись с требованиями, ознакомимся с правилами.

Прежде всего, потолок под окраску следует грунтовать целиком, а не только швы или отремонтированные места. Грунтовать нужно составом для пористых впитывающих оснований, используя меховой валик. Время высыхания грунта — 4 ч.

Монтаж и подключение светильников нужно вести после окрашивания потолка. Затем приходится подмазкой «доводить до ума» образовавшиеся на его поверхности пятна или даже царапины.

Если требуется ограничить окрашиваемую площадь, ее края закрывают плотной бумагой или заклеивают малярной лентой.

Окраску потолка производят меховым валиком с длинным ворсом, применяя большое количество краски. Благодаря этому окрашенная поверхность слишком быстро не высыхает.

Окраска производится в три слоя. Первый этап окраски потолка — это вывод кистью линии шириной 3-5 см между потолком и стеной. После этого кистью отделывают швы потолочных элементов и участки вокруг подвесов светильников.

Окрашивание основной плоскости потолка производится малярным валиком (желательно новым) с ворсом средней длины. Поролоновые валики, а также валики, использовавшиеся для нанесения грунтовки, применять не следует.

Для окраски потолка рекомендуется применять валик с длинной ручкой. При этом работу можно производить без лестницы, стоя на полу.

При окраске потолков направление проведения работ определяется по дневному свету, окраску начинают в сторону от окна. При этом на мокрой поверхности легче наблюдать за продвижением работы и возможные ошибки окраски явно видны.

Перед началом окрашивания потолка необходимо пропитать шубку валика водоэмульсионной краской, т. е. раскатать его по чистой, ровной поверхности, например шпатлеванной стене (достаточно 1-1,5 м2).

В зависимости от требований, предъявляемых к окраске, она выполняется в два или три приема. Второй слой краски наносят после полного высыхания первого, обычно через 3 ч. Финишное окрашивание производится малярным валиком (желательно новым) с ворсом средней длины.

Если отделка проводится с карнизами, молдингами или потолочными плинтусами, то окрашивают сначала потолок, далее переходят к окраске карнизов и т. п. ручниками или флейцами, так как маховыми кистями или валиками аккуратно такую работу не выполнить, и в последнюю очередь окрашивают стены (валиком).

Первый этап окраски потолка — это вывод линии шириной 3-5 см между потолком и стеной флейцем. После этого кистью отделывают швы потолочных элементов и участки вокруг подвесов светильников.

Для подкрашивания углов и стыков потолка со стенами можно воспользоваться маленьким валиком.

Окраска больших поверхностей тоже имеет свою специфику. На потолок краску кладут сначала в одном направлении и более толстым слоем, а затем растушевывают в другом направлении. Растушевка ведется по направлению световых лучей, падающих из окна. Если же окон в комнате несколько, то растушевывают краску по длине потолка.

Краска наносится параллельными полосами, шириной примерно 70 см. Ширина полосы выбирается таким образом, чтобы кромка свежей краски не успевала подсыхать.

Полоса состоит из квадратных сегментов. Ширина сегмента равна ширине полосы.

Соседние полосы, а также сегменты полос нужно окрашивать внахлест примерно на 10 см.

Время высыхания каждого слоя — 5 ч. Водоотталкивающим покрытие становится через 10-15 дней после окраски.

Чтобы независимо от освещенности помещения контролировать равномерность окрашивания поверхности (по толщине и текстуре наложения краски), необходима дополнительная подсветка. Рекомендуется применять патрон с электролампой (энергосберегающая лампа белого свечения на 15 Вт, лучше с абажуром). В отличие от ламп накаливания, она более безопасна и практически не разогревает патрон.

Оклейка поверхностей рельефными обоями или стеклохолстом с последующей окраской водно-дисперсионной краской — один из наиболее популярных вариантов финишной отделки современной квартиры.

Инструмент, необходимый для проведения работ: лестница-стремянка, валик с длинным ворсом и ручкой-удлинителем (телескопической удочкой), кистьфлейц, ванночка для клея, резиновый прижимной валик для обоев, пластиковый обойный шпатель и монтажный нож.

Отделываемые поверхности должны иметь ровную гладкую поверхность, покрытую соответствующей грунтовкой. Под потолочные обои грунтуется не вся поверхность потолка, а только швы и стыки, если потолок изготовлен из гипсокартонных листов.

Обои под покраску наносятся на основание в сухом виде, т. е. клеем покрывается только поверхность стен или потолка, обои разравниваются без дополнительного нанесения клея на полосу, что облегчает процесс оклеивания, а ширина 1,06 м в 2 раза уменьшает количество стыковочных швов. После окраски такие обои смотрятся единым полотном, и обнаружить стыковочные швы практически невозможно.

Обязательно закройте все окна, форточки, двери, так как в процессе приклеивания и высыхания обоев не должно быть сквозняков. Иначе высыхание будет происходить неравномерно, что может привести к нежелательным последствиям (отклеивание обоев, образование пустот под обоями).

Прежде чем приступить к работе, с помощью отбивочного шнура наметьте разметочную линию, по которой будет выравниваться край первого полотнища. На потолке эта линия, во-первых, должна быть параллельной стене, и, во-вторых, должна быть направлена параллельно основным световым лучам в комнате, т. е. от окна к противоположной стене. То есть потолок оклеивается «от света» — от окна вглубь комнаты (по длине потолка).

Перед тем как разводить клей, подготовьте обои к наклейке, разметив и нарезав полотнища на куски требуемой длины (длина потолка плюс припуск на подрезку 20 мм). Если рисунок на обоях требует подгонки (совмещения частей рисунка на соседних полотнищах), то при разрезке рулона учитывайте это расстояние (величина подгонки рисунка указывается на заводской упаковке).

Ширина наносимого клеевого слоя должна немного превышать ширину рулона обоев.
Сухой рулон обоев наклейте на влажную поверхность. Наклеивание первого полотнища нужно выполнить особенно тщательно.
Резиновым валиком или пластиковым шпателем прижмите обои к основанию, раскатывая их от центра к краям. Возможные излишки клея на лицевой стороне обоев удалите влажной губкой или чистой тряпкой.

Подрежьте обои на стыке потолка и стены. С этой целью нужно тщательно прижать обои в углу и разровнять. Дав клею схватиться и не ожидая, когда он подсохнет, отрежьте лишние обои по углу. Для этого приложите к обоям в углу стальной шпатель или линейку и отрежьте ножом часть обоев, которая заходит на смежный участок.

Аккуратно удалите отрезанную полоску.

Нанесите клей валиком на следующий участок, стараясь не запачкать уже наклеенную полосу. Приклейте полотнище аналогично первому. Не забывайте про рисунок, если он требует подгонки. Ровно совместите края обоев, стык в стык.

Стыки приклеенных обоев еще раз прокатайте специальным узким валиком.

Окраску готовой поверхности можно начинать после того, как высохнет клей (примерно через 24 ч).

Малярный стеклохолст нуждается в нанесении сначала грунтовочного слоя краски, чтобы заполнить пространство между волокон, затем слоя грунтовки глубокого проникновения и, наконец, трех слоев краски — только в этом случае поверхность будет достаточно гладкая.

Покраска флизелиновых обоев может проводиться еще несколькими способами.

Чтобы получить равномерное окрашивание, лучше всего красить обои с обратной стороны латексной водно-дисперсионной краской. При этом с лицевой стороны прокрашенным окажется только флизелин, а структура останется белой. Таким способом удастся подчеркнуть структуру обоев. После высыхания краски полотнища обоев наклеивают как обычно.

Нанесите на поверхность обоев сильно разведенную водно-дисперсионную краску. После того как поверхность будет равномерно окрашена, сотрите краску со структурной поверхности мягкой тряпкой. После этого, при желании, выступающие части рисунка можно окрасить контрастной по цвету краской.
В яркий цвет красятся не обои, а сам потолок, на который после высыхания краски и наклеиваются флизелиновые обои. Благодаря тому, что флизелин просвечивает, ярко окрашенный потолок будет виден через обои, давая мягкий и нежный оттенок.

Выпускают структурные обои под покраску в основном зарубежные производители: «Erfurt», «Marburg», «Mohr», «Erismann», «As Creation* (Германия), «Mitex», «Tasso Glass» (Швеция), «Fintex», «Assatex» (Финляндия), «Mermet» (Франция), «Arte» (Бельгия) и др. Размеры рулонов структурных обоев часто отличаются от стандартных в сторону увеличения. Большая длина позволяет экономнее расходовать материал и практически избавиться от обрезков, а двойная ширина, повторим, помогает вдвое уменьшить количество стыков (благодаря этому они становятся менее заметными).

Флизелиновые тисненые обои под покраску допускают многократное перекрашивание и обладают повышенной паропроницаемостью. Они достаточно эластичны и износостойки. При наклеивании флизелиновые обои разглаживаются, даже если они были деформированы в рулоне, поэтому материал очень удобен в работе.

Флизелин — это полотнище, изготовленное из спрессованных отрезков волокна, очень плотное по своей структуре. На флизелин через трафарет с рисунком напыляют в виде всевозможных рельефов вспененный винил. Изнаночная сторона обоев под покраску при этом остается гладкой.
Обои под покраску на флизелиновой основе обладают прекрасными маскирующими свойствами: сглаживают неровности и без следа скрывают трещины на потолках. Клеить их проще, чем бумажные обои под покраску. Они не растягиваются и не «садятся», не взбухают. Клей наносят не на полотнище, а на поверхность потолка, что позволяет подгонять полосы друг к другу с исключительной точностью.

Флизелиновая основа обоев под покраску выравнивает и упрочняет фактуру поверхности. Из-за прочности специалисты рекомендуют клеить их в новых домах. Стены и потолки в новом доме «дают усадку», но такие обои при этом не только не порвутся, но и в каком-то смысле удержат трещину, не дадут ей пойти дальше.

Стекловолокнистые обои (или стеклообои) — это декоративное настенное покрытие, по структуре подобное ткани из стекловолокна. Их основу составляет стекловолокнистая нить (изготавливается из кварцевого песка, соды, доломита и извести). Выпускаются однослойные и двухслойные (на бумажной подложке) стеклообои, которые имеют рифленую поверхность — ромбы, рогожка, елочка и т. д.

Стекловолокнистые обои устойчивы к воздействию микроорганизмов, нейтральны по отношению к химикатам, им не страшны вода и дым. Немаловажен фактор гигиеничности и экологичности стеклообоев: отсутствует питательная среда для микроорганизмов или паразитов, электростатический заряд не образуется, обои «дышат».

Стекловолокно придает дополнительную жесткость легким потолкам из гипсокартона, чувствительным к ударам и толчкам. Прочность ткани настолько высока, что позволяет закрывать небольшие щели.

Стеклообои поставляются в рулонах длиной 50 м и шириной 1 м. Потребителю предлагаются разнообразные волокнистые структуры и рисунки. При выборе руководствуются правилом: чем меньше помещение, тем тоньше рисунок и фактура обоев.

При покупке стеклообоев не стоит экономить на качестве. Специалисты рассказывают, что когда разворачиваешь рулон дешевых обоев, полотно сразу может трескаться и крошиться. Это значит, что технология производства не была выдержана, обои не пластичны в должной степени.

Кроме того, при покупке стеклообоев обращайте внимание на кромки (края рулона), которые имеют тенденцию «лохматиться». Стеклообои с неровными краями следует клеить внахлест с дальнейшей прирезкой кромок. Не подрезанные «лохматые» края, приклеенные встык, сильно заметны после покраски.

После оклейки стеклообои следует обязательно красить водно-дисперсионными красками, причем перекрашивать без потери рельефа можно до 12 раз.
Малярный стеклохолст («паутинка») отличается меньшей плотностью и структурой. Назначение «паутинки» — покрытие потолка для сглаживания поверхности перед финишной отделкой, армирования небольших трещин.

«Паутинка» используется для достижения «мраморного» эффекта — идеально гладкой поверхности. Однако для этой цели больше всего подходит стеклохолст с очень тонким волокном и структурой плетения — плотность 20- 25 г/м2. Его можно «закрасить» в 3-4 слоя краски.
Учтите, что слабо выраженная фактура после нескольких слоев краски теряется.

ВЫБОР ЦВЕТОВЫХ РЕШЕНИЙ

Должен ли потолок быть обязательно белого цвета? Конечно же, нет. Вариантов множество. Однако выбирать цвет потолка для того или иного помещения нужно с учетом целого ряда факторов, игнорировать которые ни в коем случае нельзя, потому что цветовые сочетания обладают большой эмоциональной выразительностью и оказывают на человека определенное психофизиологическое воздействие. Разные цвета и цветовые сочетания по-разному воспринимаются человеком, вызывают самые разнообразные ассоциации, чувства: могут создавать жизнерадостное настроение или раздражать, повышать или снижать работоспособность.

Известно, что в светлом помещении, окрашенном в радостные цвета, хорошо жить и работать, так как эти цвета вызывают оптимистическое настроение, повышают трудоспособность, бодрость и т. д. Помещение, отделанное темными, мрачными цветами, может вызвать плохое самочувствие, работать в этом помещении труднее. Однако на те или иные цвета и их оттенки каждый человек реагирует по-своему, иными словами, цветовые пристрастия определяются типом характера. Именно поэтому не следует слепо копировать цветовые решения, увиденные, например, у знакомых.

Помимо психических свойств при выборе цветовых решений нужно обязательно учитывать назначение каждого помещения. Следует учитывать также расположение окон относительно сторон света, размеры и высоту помещений, цвет находящихся в комнатах предметов обстановки, их расположение и многое другое. Одно и то же помещение, в зависимости от той или иной окраски, может казаться большим или меньшим, более высоким или низким, длиннее или короче, светлее или темнее.

Таким образом, каких-либо определенных рецептов для выбора цветовых решений в жилых и рабочих помещениях дать невозможно. Но согласитесь, что, начиная заниматься ремонтом в своем жилище, вы всегда стоите перед выбором, сохранить или изменить его цветовое оформление. Как правило, при этом обязательно хочется какой-то новизны в цвете или хотя бы в оттенках и тонах. Поэтому каждому, кто собирается приступить к оформлению интерьера, нужно знать некоторые основные положения.

Выбор цвета в зависимости от освещенности. При выборе цвета потолка, цвета и рисунков для финишной отделки стен необходимо учесть естественное освещение помещения, его высоту и назначение, площадь пола, а так?же расположение помещения по отношению к сторонам света.

В помещениях, расположенных на северной стороне, а также недостаточно освещенных, рекомендуются яркие покрытия теплых цветов (желтые, розоватые), придающие помещению более светлый и просторный вид. При отделке комнат, находящихся на южной стороне, можно пользоваться светопоглощающими цветами, например, золотисто-оранжевым, кирпично-красным и др. Чем меньше площадь и высота помещения, тем светлее должна быть отделка и тем мельче рисунок на стенах.

Электрическое освещение меняет цвет. Например, светложелтый и кремовый кажутся в этом свете загрязненными и невыразительными, трудно также определить разницу между белым и светло-желтым, а также между черным и темно-синим цветами. Фиолетовый превращается в пурпурный, синий — в зеленый, а красный — в желтоватый цвет. Поэтому при выборе цветов необходимо учитывать также электрическое освещение.

Зрительное восприятие пропорций помещения можно изменить, если оформить стены в разный цвет. Длинная и узкая комната кажется короче и шире, если для торцовых стен выбрать более темный или теплый цвет, а для продольных — более холодный или светлый. Для создания впечатления простора стены и потолок низкого помещения оформляются одним светлым цветом. Линия соединения стены с потолком в этом случае не так заметна, что создает видимость большей высоты.

Такое же впечатление получается, если для стен выбрать теплый, а для потолка — холодный тон. В высоких помещениях потолок можно «опустить», если окрасить его на несколько оттенков темнее, чем стены. Можно оклеить комнату обоями с горизонтальными полосами. Этого же эффекта можно достичь, если потолок и примыкающие к нему на 30-40 см участки стен окрасить более светлой краской.

При этом следует помнить, что в небольших помещениях не должно быть обилия красочных решений и что в них все стены (а в некоторых случаях и потолок) следует оформлять в один цвет. Применение насыщенных теплых и темных тонов или обоев с крупными рисунками способствует зрительному уменьшению габаритов больших комнат.

Маленькую комнату зрительно можно расширить, применяя светлые, но холодные цвета окраски. Светло-салатный, серебристо-серый и светло-голубой зрительно увеличат габариты помещения. В маленьких комнатах не следует ставить темную мебель, вешать шторы и ковры темных оттенков.

Для маленьких комнат в однокомнатной квартире лучше всего подойдут однотонные светлые отделочные материалы — белые, кремовые, светло-бежевые, светло-голубые с мелким рельефным узором. Такие поверхности зрительно отдалят противоположные стены друг от друга.

В квартирах, где площадь позволяет экспериментировать с цветом (комнаты от 25 м2 и больше), можно использовать и более сочные тона — синий, бордовый, сине-зеленый, насыщенный золотистый, но при условии сочетаемости этих оттенков с цветом мягкой мебели, занавесок и напольного покрытия.

Сочетаний цветов может быть очень много, но они не всегда могут быть красивы и приятны для глаз. Разберем следующие четыре наиболее употребительные: однотонное сочетание, простое сочетание дополнительных цветов, сложное сочетание дополнительных цветов и, наконец, сочетание трех цветов.

В однотонном сочетании соединяются более темные и более светлые оттенки одного и того же цвета, например зеленого. Однако подобрать всю мебель, драпировочные ткани, ковер и пр. одного цвета почти невозможно, да и комната в этом случае будет выглядеть скучно.

В простом сочетании дополнительных цветов соединяют два дополнительных цвета, скажем, красный с зеленым, синий с оранжевым, фиолетовый с желтым. Это очень распространенное сочетание: его часто применяют в тканях с рисунком, в расцветке ковровых дорожек и т.д. Если необходимо, контраст смягчают, добавляя к сочетанию третий, нейтральный цвет (например, серый).

При сложном сочетании дополнительных цветов один из них берут в двух или нескольких оттенках, например, синий соединяют не с чистым оранжевым, а с оранжево-красным и оранжево-желтым или, наоборот, оранжевый соединяют с сине-зеленым и сине-фиолетовым.

Сочетание трех разных цветов очень интересно, но наиболее сложно. Главное здесь — все три цвета нельзя брать в равных количествах, один из них должен преобладать (стены или обивка мебели), а два других — быть как бы дополнением (ковер, занавески, обивка кресла).

Остановимся на характеристике каждого цвета. Белый, серый, черный, коричневый цвета составляют группу нейтральных цветов. Красный, оранжевый, желтый и желто-зеленый являются теплыми, а зелено-голубой, голубой, синий и фиолетовый — холодными цветами.

Белый цвет - чистый лист бумаги, цвет свежести и чистоты. Он ассоциируется с бодростью и здоровьем. Белый сочетается практически со всеми цветами. Этот цвет зрительно увеличивает объемы, поэтому его рекомендуется применять в небольших помещениях со слабым освещением.

В ванной, где нет естественного освещения, белый кафель стен, отражая свет светильника, не только увеличит освещенность помещения, но и зрительно «раздвинет» его стены.

На белых стенах очень красиво выделяется деревянная мебель — полированная и темного дуба.

Черный цвет — это цвет строгости, беззвучия, но не обязательно траура. Однако черный цвет следует употреблять в ограниченном количестве и только для того, чтобы оттенить другие цвета, причем наиболее удачно он сочетается с травянисто-зеленым, ало-красным, оранжевым, желтым и белым цветами. Для того чтобы смягчить контраст, черный можно заменить темно-серым или темно-коричневым.

Веранду или холл, если они хорошо освещены, можно отделать гладкими блестящими панелями из мрамора. Черный как бы «размывает» границы комнаты. В ванной можно использовать черную зеркальную плитку. Но учтите, что черное поглощает свет, обилие черного возможно только при отсутствии дефицита освещения.

Серый цвет — незаметный, нейтральный фоновый цвет, он прекрасно подходит для оформления любых интерьеров, так как гармонирует практически со всеми другими цветами. Но серый цвет может быть очень разным. Более темные оттенки выглядят мрачно, но светло-серые вполне подходят для окраски стен, так как являются прекрасным фоном, на котором выигрывают яркие занавески, обивка мебели, эстампы, картины. Серый цвет хорош в сочетании со светло-зеленым, голубым, малиновым и ярко-красным.

Красный цвет способствует пробуждению бодрого приподнятого настроения. Удачно подобранные оттенки красного будут уместны на кухне, в прихожей, детской комнате для игр (но ни в коем случае не для занятий), гостиной. Если помещение оформлено в холодных тонах, «вкрапления» красного сделают комнату более уютной.

Вместе с тем красный цвет оказывает очень сильное возбуждающее действие на нервную систему. Так что если хотите казаться оригинальными, ограничьте сферу «распространения» ярко-красных и малиновых оттенков лишь на отделку вашей прихожей. В гостиной, и уж тем более в спальне этот цвет будет выглядеть вульгарно и грубо.

Оранжевый цвет — «вкусный», «ароматный», ассоциируется с тропическими фруктами. Чисто-оранжевый цвет быстро надоедает, поэтому для оформления комнаты лучше выбрать либо ярко-оранжевый, либо более мягкий персиковый цвет. В теплых оранжевых тонах можно оформить интерьер холодной северной комнаты.

Желтый цвет, по мнению психологов, наибольшим образом подходит для решительных, активных людей. Этот цвет очень теплый. Если ваша квартира расположена на северной стороне, обилие желтого цвета в интерьере создаст впечатление, что комнаты «веселые», солнечные, даже если в действительности солнце заглядывает к вам редко. Лучше всего брать для стен светлые оттенки желтого: кремовый, лимонно-желтый, бледно-золотистый. К желтым стенам подойдет обивка мебели и занавески красного, зеленого, голубого и коричневого цветов. Однако имейте в виду, что желтый цвет может и раздражать, все зависит от конкретного его оттенка.

Зеленый цвет - это естественный природный цвет, самый консервативный, цвет уверенности и стабильности. Считается, что он очень полезен для глаз и обладает успокаивающим действием. Зеленый цвет отличается большим разнообразием оттенков, которые хорошо сочетаются почти со всеми цветами и создают хороший фон для других цветов.

Зеленый хорошо использовать в оформлении интерьеров больших и светлых помещений. Он способствует концентрации внимания, поэтому рабочие кабинеты, а также детские комнаты для занятий рекомендуется оформлять именно в светлых зеленых тонах.

Комната, стены которой окрашены в бледно-зеленый цвет, кажется просторнее. Для обоев подходят и зеленовато-серые оттенки. Особенно хорош зеленый цвет в сочетании с деревом естественной окраски.

Не рекомендуется использовать сочетание зеленого и красного цветов, поскольку оно слишком контрастно и режет глаз, особенно когда эти два цвета представлены в одинаковом объеме. Зеленый цвет вообще плохо сочетается с другими цветами, исключение составляют различные оттенки зеленого. Однако желтовато-зеленые оттенки хуже сочетаются с другими цветами, и пользоваться ими надо осторожно.

Голубой цвет, так же как и зеленый, естественный природный цвет, спокойный и расслабляющий, это цвет неба, простора, свободы. Сочетается этот цвет исключительно с синими и голубыми оттенками. Окрашивать в бледно-голубой цвет лучше солнечные комнаты.

Синий цвет дает ощущение покоя. Темно-синий навевает печаль и задумчивость. Сочетается с контрастными цветами. В оформлении квартир психологи рекомендуют синий цвет для спальни.

Фиолетовый цвет выглядит холодным в синеватых оттенках и теплым в красноватых. Темно-фиолетовые тона выглядят пышно, богато, но мрачно; зато светлые тона — сиреневые, лиловато-розовые создают спокойную атмосферу.

Фиолетовый цвет подходит неторопливым людям. Хотя сам по себе фиолетовый цвет, особенно темный, не годится для окраски стен и обивки. Вместе с тем он хорош как добавление в разнообразных сочетаниях при оформлении интерьера.

Лилово-фиолетовые оттенки в оформлении стен обычно склоняют человека ко сну, чрезмерно расслабляя его нервную систему. Поэтому такие тона могут сослужить не очень хорошую службу в гостиной или рабочем кабинете, но вполне приемлемы при оклейке спальни. В жилых помещениях лучше использовать светлые тона фиолетового, глубокие и яркие его оттенки действуют утомляюще и вообще не используются для внутренней отделки. Лиловый цвет синеватого оттенка хорошо сочетается с зеленым, серым или кремовым.

Коричневый цвет, вернее, его смеси применяют для окрашивания невысоких панелей, пола, т. е. нижних зон помещений. А светлый оттенок коричневого — бежевый цвет — универсален в применении. Его можно сочетать с коричневым, темно-красным, зеленым. При обоях или обивке цвета беж непременно нужны яркие пятна в виде подушки, коврика, керамической вазы, цветов.

Опираясь на знания о том, какие настроения вызывает тот или иной цвет, можно подобрать комфортные сочетания цветов. В убранстве квартиры важное значение имеет соотношение цвета стен, потолка, пола и цвета мебели, декоративно-мебельных тканей и ковров. Это самые крупные и самые активные носители цвета. Найдя правильное цветовое решение основных компонентов комнаты, значительно легче решать вопросы о цвете всех остальных более мелких бытовых предметов: посуды, скульптуры, ваз и т. п.

Удачным сочетанием может быть однотонная гамма многих оттенков какого-либо цвета, но подобрать ее довольно трудно. Поэтому лучше для окраски стен выбирать светлые тона, гладкие однотонные обои, а обивку мебели, шторы выбрать более яркие.

Подбор цветовой гаммы обстановки можно начать с любой имеющейся у вас вещи, например, с дивана, кресел, обитых хорошей тканью, которую вы не собираетесь менять, с ковра или занавесок. В любом сочетании цветов один цвет должен преобладать, т. е. этот цвет будет занимать самую большую поверхность. Преобладающий цвет комнате чаще всего дает окраска стен. Цвета обивки мебели, занавесей, ковра будут вторичными в сочетании и займут уже меньшую площадь. Наконец, третий цвет будет играть вспомогательную роль, связывая два основных. Вспомогательными, связующими по цвету предметами могут быть в комнате диванные подушки, вазы.

К однотонному сочетанию цветов хорошо добавить яркие, украшающие и оживляющие пятна гармонирующего цвета, который может занимать очень небольшое пространство. Такими пятнами могут служить обивка кресла, скатерть, салфетка. Если вам нужно ввести в сочетание цветов какой-либо яркий тон, его лучше повторить 2- 3 раза в виде нескольких небольших предметов: подушки, вазы для цветов, — использовать в виде небольших пятен в узоре ковра, тканей.

Если говорить конкретно о тех или иных цветовых вариантах оформления интерьера, то можно сделать следующие выводы. Для того чтобы «одеть» стены гостиной или жилой комнаты, которая обычно используется как гостиная, подходит целый ряд цветов и оттенков. В зависимости от ориентации окон (север или юг) и степени освещенности можно выбрать золотистый, желто-зеленый, серо-зеленый, голубовато-серый, бежевый или белый цвет. Эти цвета считаются классическими при отделке общей комнаты.

В спальнях обычно царит голубой или розовый цвет, это классические варианты оформления спальной комнаты. Традиционно используют и желтоватый, серо-зеленый и зеленовато-желтый оттенки. Окраска стен спальни не должна быть слишком броской, яркой, насыщенной крупными, яркими рисунками.

Для рабочего кабинета следует подбирать такие расцветки, которые настраивали бы на рабочий лад, повышали работоспособность и не отвлекали внимание чрезмерно ярким или крупным узором. Это могут быть спокойные бежевые, бежево-коричневые, белые и желтовато-песочные цвета.

Если в отдельной комнате проживают люди преклонного возраста, необходимо позаботиться о создании спокойной гаммы цветов, не раздражающей резкими контрастами.
Здесь более уместны поверхности теплых пастельных тонов.

Выбор цвета для детской комнаты зависит от возраста ребенка: если он младше четырех лет, то цвет стен должен быть ярким, лучше желтым, с декоративными элементами, так как в этом возрасте происходит формирование зрительного восприятия. Для ребенка младшего школьного возраста можно посоветовать предпочесть обои со специальными яркими сюжетными картинками, разработанными именно для детских комнат.

Вариантов отделки кухонь может быть очень много. Их можно оформлять в один или несколько цветов. Например:

  • стена, на которой располагается кухонное оборудование, светло-оранжевого цвета, остальные стены — светло-желтые; кухонное оборудование — салатно?го цвета; линолеумный пол — коричневый;
  • стены кухни — светло-серые, кухонная мебель — белая, полы — черно-белая «шахматная доска»;
  • стены кухни — светло-зеленые, мебель — белая, полы — светло-серые, серые или желтоватые;
  • стены кухни — светло-желтые, мебель — голубая, полы — синие или голубые.

Если вам хочется контраста, его можно создать, например, яркой посудой на полках, яркими шторами, рисунком.
Ванную комнату, освещенную только электричеством, лучше всего оформить в светлые тона. Цвета рекомендуются белые, пастельные, светлые оттенки желтого, зеленого, голубого и розового. Трубы и сочленения сантехники должны быть окрашены в те же тона.

Комнаты и прихожие принято оформлять в разные цвета. Варианты для однокомнатной квартиры:

  • прихожая — яркого терракотового цвета, комната — золотистого или желтого;
  • прихожая — синего цвета, комната — жемчужно-серого или лимонного;
  • прихожая — серого цвета, комната — серо-голубая;
  • прихожая кофейного цвета, комната — лимонного.

Варианты для двухкомнатной квартиры: вторую комнату можно окрасить в светло-зеленый, светло-розовый и светло-серый цвета.

Для трехкомнатной квартиры: прихожая — светло-серого цвета, одна комната — светло-бежевого или стального, столовая — светло-зеленого, детская — светло-розового или светло-голубого.

Существует бесконечное множество вариантов оформления квартиры, но в любом случае необходимо следовать следующему правилу: всегда выигрышно смотрятся сочетания контрастных цветов или разных оттенков одного и того же цвета.

назад